Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Причины возникновения и формы сенсорной афазии. Симптомы заболевания, лечение

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Сенсорная афазия проявляется нарушением понимания слов из-за поражения участка коры головного мозга, ответственного за анализ речи. Поэтому сенсорная афазия может проявляться двумя группами симптомов – нарушением понимания и нарушением устной речи.

Участок коры, распознающий значение слов, находится в височной области, у большинства людей в левом полушарии. Также его называют слуховым анализатором или зоной Вернике. Соответственно сенсорную афазию тоже называют афазией Вернике.

Причины

В большинстве случаев причиной афазии служат повреждающие воздействия на мозг. У взрослых это могут быть:

  • Инсульты. Самая распространённая причина афазии. И геморрагический, и ишемический инсульты в зоне Вернике проявляются сенсорной афазией.
  • Травмы височной области
  • Опухоли разного происхождения
  • Аневризмы сосудов мозга. В этом случае афазия может развиваться двумя способами – из-за давления аневризмы на височную область или при её разрыве и последующем кровотечении
  • Инфекционные заболевания – энцефалиты
  • Абсцессы височной области, могут развиться как осложнение отита
  • Дегенеративные и демиелинизирующие заболевания.

Афазия у детей чаще возникает в результате травм, опухолей, аневризм и инфекций. Инсульты у них встречаются крайне редко, однако полностью исключить инсульт как причину афазии нельзя. Также у детей описаны случаи эпилепсии в сочетании с приобретенной афазией, названные синдромом Ландау-Клеффнера по именам учёных, впервые описавших заболевание.

Симптомы афазии

Афазия проявляется двумя большими группами симптомов – первая объединяет нарушение восприятия речи, вторая – нарушение произнесения слов.

Нарушение восприятия речи при сенсорной афазии связано с невозможностью распознавания слов и звуков. Они воспринимаются как бессвязная смесь звуков, речь кажется иностранной. Больные не понимают значения слов. На начальных этапах болезни иногда сохраняется способность определять групповую принадлежность названного предмета – к маленьким или большим, живым или неживым и т.п.

Отличительной особенностью сенсорной афазии является сохранная реакция на инструкции, связанные с действием. Например, больной правильно понимает команды «поднять руку» или «кивнуть», но не сможет ответить как называется какой-нибудь предмет.

В дальнейшем при отсутствии лечения нарушение восприятия усугубляется вплоть до полного непонимания речи.

Нарушение разговорной речи появляется из-за невозможности слухового контроля за произносимыми звуками.

Больной говорит отдельными, не связанными между собой словами, звуками, может менять местами звуки в слове, произносить только часть из них. Нарушается передача интонаций в речи.

Постепенно произношение слов восстанавливается, больной становится многословным, пытается объяснить свои мысли, подбирает синонимы к словам, которые не может вспомнить.

Характерно отсутствие критичности у больных. Они уверены, что говорят правильно и понятно и раздражаются, когда их не понимают.

Соответственно нарушению устной речи нарушается и письменная. Чтение же страдает минимально – больной путает позицию ударения в словах, некоторые буквы читает неправильно, что мешает пониманию прочитанного. Однако в целом способность понимать смысл письменного текста сохранена достаточно полно.

Сопутствующие симптомы

Сенсорная афазия редко бывает единственным симптомом причинного заболевания. Часто она сопровождается признаками параноидного состояния и возбуждением. Афазия после инсульта может сочетаться с нарушением подвижности в правой половине лица, сглаживании правой носогубной складки. Характерно выпадение частей поля зрения справа. Значительные неврологические нарушения обычно отсутствуют.

При афазии вследствие абсцесса или энцефалита присутствуют общие признаки инфекционного процесса – лихорадка, признаки интоксикации, в случае энцефалита – характерные изменения в ликворе.

Особенности сенсорной афазии у детей

Афазию у детей можно спутать с алалией (первичное отсутствие речи). Главное отличие этих синдромов: при афазии наступает регресс развитой речи, при алалии речь не развивается исходно. Вследствие недостаточной сформированности речевого аппарата афазия у детей имеет некоторые характерные признаки:

  • Афазия у детей возникает очень быстро и так же быстро речевые функции восстанавливаются. Отсутствие заметного улучшения в течение нескольких недель значительно ухудшает прогноз на выздоровление.
  • Проявления афазии, особенно у детей раннего возраста, крайне скудные. Их речь ещё недостаточно развита для полноценного развёртывания клиники. Чаще всего у детей можно дифференцировать только моторная это афазия или сенсорная.
  • Для восстановления речи у ребёнка должны восстановиться функции речевого центра или компенсироваться за счёт соседних участков коры. У взрослых часто возможна компенсация благодаря развитой системе логических связей в речи, развитому понятийному аппарату.

Формы сенсорной афазии

Присоединение дополнительных очагов поражения в коре приводит к появлению дополнительных нарушений речи. Так выделяют формы афазии:

  • Семантическая афазия – нарушение понимания взаимоотношения слов, предметов, особенно пространственного;
  • Акалькулия-афазия – нарушение счёта;
  • Сенсорно-моторная афазия – нарушение понимания речи в сочетании с невозможностью правильной артикуляции;
  • Тотальная афазия – деградация всех видов устной и письменной речи вместе с расстройством понимания речи.

Диагностика сенсорной афазии

Заключается в поиске причинного заболевания. Для этого нужен комплекс мероприятий:

  • Тщательный опрос больного для выявления предшествующих заболеванию факторов риска;
  • Неврологический осмотр для поиска сопутствующих нарушений, которые могут быть незаметны внешне;
  • Комплекс инструментальных обследований – электроэнцефалограмма, КТ или МРТ, контрастная ангиография сосудов головы помогут выявить объёмное образование полости черепа, аневризмы сосудов, наличие кровоизлияний или последствий ишемического инсульта, абсцессов и другой патологии.

Лечение сенсорной афазии

Достаточно длительный и многокомпонентный процесс, значительная часть которого зависит от причины афазии. Лечение обязательно включает занятия с логопедом. Целесообразно разделить методы лечения афазии на медикаментозные и логопедические.

Логопедическая коррекция сенсорной афазии

Занятия с логопедом помогут восстановить правильное произношение звуков, расширить словарный запас, вернуть осмысленную речь. Для этого используются специальные упражнения и оборудование, с которым может работать только профессиональный логопед.

В домашних условиях вы также можете выполнять ряд простых упражнений: просите больного называть окружающие предметы, части тела, совмещать написанное слово с его изображением.

Больше общайтесь с больным – вначале преимущественно задавайте простые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», далее – переходите на открытые вопросы, практикуйте тематические диалоги.

Важно создать комфортную обстановку для больного. Больной афазией фактически оказался перенесённым в чужую страну с незнакомым языком. Разговаривайте с ним спокойно и медленно, давайте почувствовать свою поддержку.

Медикаментозное лечение сенсорной афазии

Универсальными препаратами, назначаемыми при афазии любого происхождения, являются ноотропы, витамины группы B и нейротрофики.

Выбор остальных препаратов для лечения зависит от причины афазии. Так, при инсульте возможно назначение тромболитиков или кровоостанавливающих препаратов в зависимости от его формы. Для лечения инфекционного поражения мозга применяют антибиотики и противовоспалительные лекарства.

урок по сенсорной коррекции

Источник: http://onevroze.ru/prichiny-vozniknoveniya-i-formy-sensornoj-afazii-simptomy-zabolevaniya-lechenie.html

Афазия: что это такое? Виды и формы афатических расстройств

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Речь является одной из осознанных высших психических функций, присущих исключительно человеку. Ее становление связано с длительным культурно-историческим наследием.

Формирование основ речи проходит ряд последовательных этапов с последующим преобразованием в целую систему средств общения, а также связанных с ней других психических процессов, включая и мышление.

Утрата способности говорить, выражать словами мысли и понимать обращенные речевые звуки существенно снижает качество жизни больного и его социализацию. Такое расстройство уже сформированной речи носит название афазия (aphasia).

Афазия – это системное расстройство речи, возникающее при органических поражениях мозга и охватывающее различные уровни системы речи. Подобные дефекты преобразуют другие психические процессы и приводят к распаду всей психической деятельности человека.

История вопроса

Проблема афатических нарушений до настоящего времени является объектом споров неврологов, психологов и лингвистов. Еще в XIX веке выдающиеся ученые установили анатомические зоны, при поражении которых формировались различные афазии. Так, в 1861 году Полем Брока открыта моторная форма патологии речи. Спустя 13 лет Карл Вернике впервые описал сенсорный вариант расстройств фазиса.

В начале ХХ века сформировались понятия о семантической и динамической формах афазий. Семантическую афазию в 1926 году описал английский невролог Генри Хед, термин «динамическая афазия» введен чуть позже немецким психиатром Карлом Клейстом.

Учение об афатических расстройствах (афазиология) имеет достаточно длительную историю. Оно связано с двумя противоположными научными направлениями – теорией отрицания локализованности функций фазиса (речи) в коре и теорией «эквипотенциальности» (равнозначности) корковых полей.

До настоящего времени нет точного подтверждения, как и опровержения ни одной из этих концепций. Эквипотенциальность коры противопоставляется огромному фактическому материалу, который был накоплен анатомами, физиологами и клиницистами, однако на практике существуют четкие зависимости определенных речевых расстройств и локализации патологического очага.

С другой стороны, не стоит умалять важность подкорковых структур в формировании фазиса.

В целом становление учения об афатических расстройствах, приходящееся на XIX – начало XX веков, характеризуется описательным подходом. Позже в неврологии и психологии назрела необходимость в аналитическом изучении проблемы.

Этот этап учения о речевых нарушениях с именем выдающегося отечественного ученого Александра Романовича Лурия. На основе его трудов удалось сформулировать концепцию динамической локализации высших психических функций.

Данные представления о механизмах формирования фазиса остаются главенствующими по сей день.

Локализация центров речи

В осуществлении речевой активности ведущую роль играют не ограниченные зоны, а функциональные системы, покрывающие обширные области коры. Однако различные корковые отделы все же не равнозначны для формирования речевых функций.

Повреждение отдельных зон способно вызвать определенные афатические синдромы. Общепринятым считается, что центры речи заложены в доминантном полушарии. Доминантность определяется деятельностью ведущей руки, однако точная оценка охватывает и другие моменты.

Доминирующим является левое полушарие для правшей и правое – для левшей. Другими словами, афазия у левшей чаще всего диагностируется при разрушении фазисных центров правого полушария, а у правшей – левого.

В последнее время появились труды, посвященные изучению афазий у лиц с повреждением субдоминантного полушария.

В задних отделах верхней височной извилины расположен аналитико-синтетический центр звуковой активности и наложения ее отдельных аспектов на имеющиеся гностические понятия. По автору его называют центр Вернике. За счет него человек понимает обращенную (импрессивную) речь.

В нижней лобной извилине (ее задних отделах) располагается центр Брока. Благодаря нему обеспечивается непосредственное воспроизведение речи (ее моторная функция).

В нижнезадних отделах теменно-височной области расположен центр памятной (мнестической) речи. За счет него мы можем назвать знакомые нам предметы, людей, животных.

Способность понимать значения сложносочиненных грамматических предложений и словосочетаний локализована в зоне семантической речи. Она располагается на месте перекрытия ассоциативных волокон теменной, затылочной и височной долей.

Также к функциям фазиса относят чтение и письмо. Центр письменной (графической) речи локализован в заднем отделе средней лобной извилины. Чтение (лексия) страдает при нахождении очагового поражения в теменной доле, в ее угловой извилине.

При раздражении этих центров у больного проявляются речевые или афатические приступы (припадки).

Этиология

Расстройства речи могут встречаться при различных церебральных патологиях. В качестве основных причин выступают:

  • Острые цереброваскулярные заболевания;
  • Травмы головы;
  • Нейроинфекции;
  • Токсическое влияние на ЦНС;
  • Нейродегенеративные болезни;
  • Церебральные новообразования.

Чаще всего наблюдается афазия после инсульта в системе arteria cerebri media доминантного полушария.

Этиология церебральных поражений определяет различия в клинической картине фазисных расстройств. Примером могут служить существенные отличия проявлений афазии при инфаркте мозга и геморрагическом инсульте.

Афазии преимущественно отмечаются у взрослых. Диагноз «афазия» у детей правомочен, если уже была сформирована речевая деятельность.

При задержке развития речевых центров диагностируется дислалия, полное отсутствие речи у ребенка в возрасте, когда она должна была сформироваться, называется алалией. Наиболее распространенной причиной алалии и дислалий служит перинатальная патология нервной системы.

Чаще всего патология устной речи сопровождается расстройствами чтения (алексией), письма (аграфией) и счетных операций (акалькулией).

Классификация

Сложность функциональной системы речи определяет наличие нескольких классификаций афазий. Выделяют неврологическую классификацию, сформулированную Вернике и Лихтгаймом, лингвистическую Хеда и нейропсихологическую Лурия.

Согласно неврологической градации афазии могут быть моторными и сенсорными. Каждый из этих видов расстройств разделяется на следующие варианты:

  • Транскортикальный тип афазий. Ее формирование обусловлено перерывом связей между центром моторной или сенсорной речи и предполагаемой областью восприятия;
  • Корковый вариант. Диагноз устанавливается, если произошло непосредственное повреждение центра Брока (афазия Брока) или центра Вернике (афазия Вернике);
  • Субкортикальный тип афазий. Моторная форма развивается при разрушении связей между центром экспрессивной речи и церебральными структурами, обеспечивающими артикуляционную активность. Сенсорное расстройство речи субкортикального типа возможно при разрыве связей между областью импрессивной речи в извилине Гешля и областями, воспринимающими звуковую информацию;
  • Проводниковая афазия диагностируется при деструкции связей между центрами Брока и Вернике. Поэтому она затрагивает как сенсорный, так и моторный компоненты фазиса.

Грубая патология коры и субкортикальных структур способна привести к полной утрате способности воспроизводить и понимать звуковые символы. При этом возникает тотальная афазия. Чаще при патологических процессах меньшей степени выраженности формируется частичная афазия.

С лингвистической точки зрения патология речи определяет расстройства языковой системы в целом. Согласно классификации Хеда афазии могут быть:

  • Вербального типа. Характеристикой патологии является нарушенное словообразование, имеются дефекты произношения, ограничен лексический запас;
  • Номинального типа. Номинальная афазия делает невозможным восприятие (импрессия) речи и использование слов;
  • Синтаксического типа. Ее особенностью выступает потеря связанности предложений и появление телеграфного стиля;
  • Семантического типа. Искаженное восприятие смысла высказываний сложной грамматической конструкции.

Последней была создана нейропсихологическая классификация афазий. В ее основу легли понятия о деятельности системы речи, как о едином сложном функциональном механизме множества афферентных и эфферентных составляющих. Согласно этому выделяются следующие варианты афазий:

  • Моторная (афферентная и эфферентная);
  • Сенсорная;
  • Динамическая;
  • Семантическая;
  • Акустико-мнестическая (она же амнестическая афазия).

Чаще всего в клинической практике используют термин «корковая афазия Брока», или «сенсомоторный тип афазии». Однако изолированные формы афазии встречаются достаточно редко.

Основные виды афазий

Отдельные виды афазии определены расположением очаговой патологии в мозге, отчасти патогенезом, и, основной утраченной функцией.     

  • Моторное эфферентное афатическое расстройство формируется при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария. Происходит нарушение фразообразования. Симптомы патологии сводятся к непреодолимой инертности воспроизводимой речи (типичная характеристика). Нарушается своевременность переключения артикулем. Выраженно страдает конструирование речи, которая приобретает дезорганизованный характер. Свойственны персеверации – непроизвольное, но стойкое повторение определенного звука или слова. Патология сочетается с расстройством графической речи и алексией.
  • Моторное афферентное афатическое расстройство наблюдается при поражении нижних отделов теменной доли, включая постцентральную извилину. Формируется артикуляторное нарушение фазиса, особенностью которого является патология кинестетического восприятия импульсного потока. Обнаруживается патология артикуляции звуков, пациенту трудно найти необходимую артикуляторную позицию. Для афферентной формы характерны фазисные стереотипии (повторения речевых элементов), расстройства импрессивной речи, аграфия и алексия.
  • Сенсорная афазия. По-другому, ее называют акустико-гностической или импрессивной. Возникает при повреждении задних отделов извилины Гешля. Типично нарушение восприятия фазиса, то есть выпадает понимание импрессивной речи. Возникает непродуктивное многословие – дезорганизованный поток слов. Акустико-гностическая сенсорная афазия проявляется переставлениями слогов в слове или их заменой на схожие, повторениями услышанных фраз за собеседником, искажением всей звуковой структуры элементов предложения.
  • Динамическая афазия является следствием патологии задних лобных отделов. Снижается инициатива фазиса – активный, автономный, произвольный и результативный процесс говорения. Проблемы планирования речи зависят от степени повреждения корковой зоны. Может сочетаться с изменением эмоциональной сферы: эйфорией, насильственным смехом, отсутствием критики к собственному состоянию. Отмечается ограничение словарного запаса. Свойственен феномен «эхолалий» – непроизвольное, механическое повторение речи других, чаще всего последней услышанной фразы или слова. Динамическая форма проявляется в виде специфических аграмматизмов, выражающихся в пропуске определенных частей речи, употреблении речевых шаблонов и слов-паразитов.
  • Семантическая афазия является следствием повреждения теменно-затылочно-височных областей. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, степени логических связей между словами, пространственных предлогов. У больных возникают проблемы восприятия сложносочиненных предложений. Отличительной чертой такой формы афазии является отсутствие грубого страдания собственно фазиса, но разговор строится из простых речевых оборотов.
  • Акустико-мнестическая афазия формируется при повреждении среднезадних отделов височной области. Типичной характеристикой при этом является патология акустикофазисной памяти и уменьшение количества ее восприятия. Амнестическая афазия обедняет визуальные представления об увиденном. Проявляются сложности при назывании предметов и людей, при описании сюжета картин.

Чаще всего в клинической практике наблюдаются сочетанные формы афазии.

Лечение

Афатические нарушения являются синдромом поражения головного мозга, поэтому в первую очередь лечить начинают основное заболевание, ставшее причиной расстройств фазиса.

Используется комплексная терапия, включающая медикаменты, физиотерапию, нейропсихологическую и логопедическую коррекцию.

Для лучшего восстановления связей между основными речевыми центрами применяют следующие классы лекарственных средств:

  • антиоксиданты,
  • нейропротекторы,
  • вазоактивные средства;
  • метаболиты;
  • ноотропы.

Непосредственная коррекция афазий сводится к нейропедагогическому обучению.

Ранние коррекционно-педагогические занятия с лицами, имеющими афатические нарушения, способны стойко восстанавливать утраченные речевые функции.

Нейропсихологическое восстановление речи при афазиях требует общего расторможивания фазиса, нивелирования персевераций и эхолалий, коррекции психической активности, мышления больного и его вербальной активности в целом. План нейропедагогической коррекции разрабатывается на основании классификации афазий и степени выраженности патологии. Используются специальные методики, примерами которых могут служить:

  • приемы сопряженного и отраженного повторения,
  • ритмико-мелодические упражнения,
  • окончание фразы;
  • семантический подбор слов;
  • вербализация собственных действий;
  • рисование, чтение, письмо, счет.

Афатические расстройства – одна из глобальных проблем неврологии, психологии и физиологии. Несмотря на то, что проблемы патогенеза, клиники и лечения афазий подвержены активному изучению, до сих пор они остаются достаточно спорными и неоднозначными.

Афазии способны затрагивать различные уровни организации речи, тем самым существенно снижая коммуникативную активность, как взрослых, так и детей. Дезорганизуется вся психическая деятельность, в том числе и мышление, снижается трудоспособность и социальная адаптация индивида.

Особенно остро это проявляется при тотальной афазии.

Совершенствование комплексной диагностики афатических нарушений и их причин, а также грамотный анализ клинико-нейропсихологических особенностей патологии способны значительно улучшить результаты лечения пациентов с имеющимся речевым дефектом.

Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 116

4.35 116

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/afaziya.html

Виды афазий в неврологии

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Афазия – это нарушение речи вследствие проблем с корковыми центрами речи в головном мозге. При этом нет нарушений слуха и полностью сохранен артикуляционный аппарат, то есть нет других анатомических причин для речевых расстройств.

Наиболее часто афазия возникает при острых нарушениях мозгового кровообращения (инсультах), при травматических повреждениях головного мозга, опухолях, инфекционно-воспалительных поражениях ткани головного мозга (энцефалитах). Таким образом, афазия является симптомом грозного неврологического заболевания.

Давайте попробуем разобраться, чем же именно проявляет себя афазия, какие существуют ее разновидности и как ее диагностируют. Этим вопросам и посвящается данная статья.

Термин афазия  был предложен еще в 1864 году А.Труссо, происходит от греческой приставки «а», обозначающей отрицание, и слова «phasis», что означает речь. С тех пор прошло много времени, изучены различные варианты нарушения речи (от полного отсутствия до незначительных, незаметных обычному человеку изменений), однако формулировка и по сей день остается именно такой.

Об афазии как о симптоме неврологического заболевания  говорят, когда не страдает интеллект и изначально речь не была нарушена, то есть при условии нормального развития речи до болезни. Недоразвитие способности говорить с детства называется алалией, и это уже совершенно иное расстройство.

Разновидности афазии

Разновидностей афазии существует довольно много, все они обозначаются не совсем понятными неврологическими терминами. Вот в этой-то терминологии мы с вами и попробуем разобраться.

Все виды афазии условно можно разделить на три группы:

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать обращенную речь;
  • нарушение называния отдельных предметов.

Первая группа речевых расстройств заключается в проблемах с воспроизведением речи, то есть когда человек понимает, что нужно сказать, но не может (формулировка есть в голове, но она не воспроизводится речевым аппаратом либо воспроизводится с нарушениями). В медицине это обозначают следующим образом – нарушение экспрессивной речи.

Вторая группа представляет собой нарушение способности понимать смысл сказанного. Это обозначается, как нарушение импрессивной речи.

О третьей группе нарушений говорят, когда и понимание, и воспроизведение не страдают, но потеряна формулировка (матрица) слова в головном мозге. В этом случае человек осознает, например, что за предмет перед ним, что им делают, но не может его назвать. То есть при виде ложки он скажет: «Это то, чем едят и  размешивают пищу».

Каждая из выше описанных групп нарушений речи подразделяется на дополнительные разновидности. Такая классификация основана на анатомическом принципе. Дело в том, что существуют четко определенные участки коры головного мозга, обеспечивающие отдельные виды речи. Все эти участки изучены, они идентичны у большинства людей.

  Соответственно, та или иная разновидность нарушения речи возникает при определенном расположении патологического процесса в головном мозге. Логическая цепочка довольно проста:  такое-то нарушение речи – такое-то место патологии в головном мозге. На этом основывается диагностика места поражения головного мозга.

Именно для этого врач и определяет разновидность афазии.

При нарушении экспрессивной речи возникает так называемая моторная афазия, при нарушении импрессивной речи – сенсорная афазия, при нарушении называния отдельных предметов – амнестическая. Поговорим о каждом виде афазии более подробно.

Моторная афазия

Такие больные понимают речь, однако у них возникают проблемы с ее воспроизведением.

Этот вид нарушения речи неоднороден по своей структуре. Моторная афазия делится на:

  • эфферентную моторную афазию;
  • афферентную (артикуляторную) моторную афазию;
  • динамическую моторную афазию.

Эфферентная моторная афазия возникает при локализации патологии в области заднего отдела нижней лобной извилины преобладающего полушария (левого у правшей и правого у левшей).

Эта зона именуется зоной Брока, поэтому иногда эфферентную моторную афазию так и называют – афазия Брока. При поражении нейронов зоны Брока у человека нарушается слого- и словообразование, воспроизведение всех или отдельных звуков.

В наиболее тяжелых случаях спонтанная речь утрачивается вообще, больной объясняется только мимикой и жестами.

Иногда вся речь больного – это словесные или слоговые остатки (например, «ба», «за»). Частным проявлением эфферентной моторной афазии может быть слово-эмбол, то есть одно единственное слово, которое может произнести больной. На любой вопрос он произносит только его.

При меньшей выраженности дефекта речь становится бедной, состоит преимущественно из существительных, кажется безграмотной ввиду отсутствия согласованности (нет ни падежей, ни родов, ни предлогов). Больной объясняется, как иностранец, плохо знающий язык. Например, «утро-доктор-обход». При этом больной полностью осознает свой речевой дефект и пытается помочь себе жестами.

Для эфферентной моторной афазии характерно зацикливание больного на частях слов. Например, Вы просите повторить больного слово «топор». Вместо целого слова человек произносит «то-то-то», не в состоянии произнести окончание слова.

Для этой разновидности афазии характерна путаница букв, причем отличных между собой по произношению. Например, вместо слова «мама» больной произносит «дама», вместо «работа» — «когорта» и так далее.

Еще одной особенностью эфферентной моторной афазии является нарушение чтения вслух.

Афферентная моторная афазия возникает при расположении патологического очага сзади от нижнего отдела задней центральной извилины преобладающего полушария (теменная доля).

В таком случае у человека в головном мозге как бы разрывается связь между звуковым выражением отдельных букв и артикуляционными возможностями.

Отличительной особенностью этой разновидности афазии является путаница близких по произношению звуков («б» и «п», «з» и «с», «г», «к», «х»), что извращает смысл сказанного. Например, вместо «на бумаге мы пишем», больной произносит «на тумаке мы пищим».

Кроме того, больной не в состоянии выполнить простые языковые жесты, например, сложить язык трубочкой, положить язык между верхними зубами и верхней губой, поцокать языком. При этой разновидности моторной афазии также нарушается чтение.

Динамическая моторная афазия развивается при поражении передних и средних отделов нижней лобной извилины преобладающего полушария, то есть зоны, расположенной рядом с зоной Брока. Эта разновидность моторной афазии характеризуется уменьшением спонтанной речи, как бы снижением речевой инициативы.

При этом больной в состоянии правильно артикулировать звуки, произносить все слова. Выявить подобные нарушения можно в спонтанной повествовательной речи, попросив больного рассказать о себе. Рассказ будет бедным, скудным, как бы замедленным. Необходимы дополнительные стимулирующие вопросы. В речи мало глаголов, прилагательных, отсутствуют междометия.

Кажется, что больной неохотно вступает в контакт.

Сенсорная афазия

При сенсорной афазии больной утрачивает способность к пониманию речи.

Эта разновидность речевых нарушений подразделяется на  две группы: чисто сенсорная и семантическая афазия.

Чисто сенсорная афазия возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины преобладающего полушария, которая носит название центр Вернике.

При этом речевом расстройстве больной утрачивает способность смыслового понимания звуков, слогов и слов. То есть слух полностью сохранен, но любые звуки кажутся нечленораздельными.

Это как если бы с вами разговаривали на совершенно незнакомом языке.

При тяжелой сенсорной афазии человек полностью не понимает обращенную к нему речь, он не может выполнить даже простые словесные инструкции (например, «поднимите руки»). При более легких формах сенсорной афазии нарушается понимание отдельных похожих звуков.

Например, человеку предлагают ответить на вопрос: «Где собирают урожай – на башне или на пашне?», «Краской красят забор или запор?».

Если такого больного попросить повторить какое-либо слово, то он не сможет сделать это правильно (например, вместо «дочка» скажет «точка»).

Еще одной особенностью сенсорной афазии является полное непонимание своего дефекта, то есть больной не замечает ошибок в своей речи. Он уверен, что все произносит правильно, это окружающие его не понимают, поэтому часто обижается.

Помимо нарушения понимания обращенной речи, при сенсорной афазии вторично нарушается собственное произношение, поскольку утрачивается смысловой контроль над словами. Часто речь таких больных многословна, непоследовательна и совершенно бессмысленна. Такую ситуацию именуют «словесной окрошкой».

Кроме выше изложенного, сенсорная афазия характеризуется нарушением чтения и письма. Человек не понимает суть предложенного текста, а при письме заменяет одни буквы на другие (особенно под диктовку).

Семантическая афазия развивается при поражении нижнетеменной дольки превалирующего полушария. При этой разновидности речевых расстройств человек понимает обращенную речь, правильно произносит слова и даже выполняет инструкции. Но при этом нарушается понимание логических связей в речевых инструкциях.

Например, если попросить больного нарисовать круг и квадрат, он это с легкостью выполнит, а если предложить ему нарисовать круг внутри квадрата, это вызовет затруднения. То есть временные и пространственные взаимоотношения нарушаются (в том числе смысл предлогов «под», «над», «за» и так далее).

Также больной не сможет объяснить разницу в высказываниях по типу «мамина дочка» и «дочкина мама».

При семантической афазии развивается неспособность понимать переносный смысл сказанного, написанное между строк, пословицы и поговорки утрачивают всякий смысл.

Читать больной с семантической афазией может, а вот пересказать своими словами – нет.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия развивается при поражении нижневисочной области превалирующего полушария. Суть этой разновидности нарушения речи заключается в забывчивости.

Человек не может вспомнить и произнести слово, обозначающее какой-то предмет, при этом отлично понимая, для чего предмет предназначен. Например, на спичку больной скажет «это то, чем зажигают».

Если подсказать слово, назвав первый слог, то больной произнесет его (как бы вспомнив), но через минуту самостоятельно не сможет его повторить.

Спонтанная повествовательная речь таких больных содержит преимущественно глаголы, бедна на существительные. А вот чтение и письмо не нарушаются вообще.

Смешанная и тотальная афазии

В большинстве случаев у одного больного имеется несколько разновидностей нарушения речи одновременно, что связано с анатомической близостью зон контроля речи в головном мозге. Тогда говорят о смешанной афазии.

Еще существует понятие тотальной афазии, когда нарушены все виды речи одновременно. Обычно такая ситуация возникает при обширном инсульте, когда зона поражения захватывает почти всю лобно-височную область превалирующего полушария.

Как обнаружить афазию?

Для определения вида нарушения речи разработаны специальные методики. Существует даже отдельный специалист по нарушениям речи (афазиолог). В большинстве случаев обнаружением афазии в клинической практике занимается невролог. Он проводит ряд несложных тестов, по которым и устанавливается тот или иной вид речевых расстройств. Какие же это тесты? Давайте узнаем:

  • для исследования речи больного просят рассказать о себе. Простой сбор жалоб, таким образом, также является тестом на нарушение речи;
  • затем больного просят перечислить дни недели или месяцы, повторить отдельные звуки и слоги (похожие и отличающиеся между собой: «ш» и «щ», «ж» и «о», «рама-дама» и так далее);
  • дают любой текст и предлагают прочитать вслух, а затем пересказать прочитанное;
  • больному показывают известные предметы (стул, стол, дверь, ручку) и просят назвать их;
  • просят ответить на вопрос, содержащий слова, отличающиеся по произношению (например, «что гонит ветер – пыль или пыл?»);
  • предлагают объяснить смысл любой известной пословицы;
  • озвучивают инструкцию по выполнению какого-либо действия и просят ее выполнить (например, «дотроньтесь левой рукой до мочки правого уха»);
  • задают вопросы на понимание логико-грамматических конструкций («кто брат отца и отец брата?»), пространственно-временных соотношений («что наступает раньше: лето перед весной или весна перед летом?»);
  • предлагают нарисовать треугольник под квадратом, круг слева от треугольника и так далее;
  • просят написать свои паспортные данные (ФИО, возраст) и любую фразу, а также фразу под диктовку.

Этой группы довольно простых тестов обычно достаточно для обнаружения того или иного вида речевых расстройств. Как видим, методика проста и не требует никаких дополнительных инструментов или приборов, что является неоспоримым плюсом для диагностики.

Итак, афазия – это неврологический симптом какого-либо заболевания головного мозга. Она представляет собой либо расстройство произношения, либо расстройство понимания речи, либо и то, и другое вместе.

Существует много разновидностей симптома, возникновение каждой из которых четко связано с определенным участком головного мозга. Для выявления недуга созданы специальные методики.

Однако даже на обычном амбулаторном приеме с помощью простых тестов можно обнаружить ту или иную разновидность афазии.

Познавательное видео на тему «Виды афазии»:

урок на тему «Восстановление речи при афферентной афазии»:

урок на тему «Восстановление речи при эфферентной афазии»:

Источник: https://doctor-neurologist.ru/vidy-afazij-v-nevrologii

Афазия

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга.

В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е.

в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона.

Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз.

Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р.

Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой.

В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается.

Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола.

При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи.

При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе.

При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес.

после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим.

Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками).

Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов.

Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика афазии

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).

Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения.

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем.

При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти.

Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста.

Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.